Дункер (Duncker) Карл

Страна
Германия

немецко–американский психолог. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (1923–1928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США — в университете Кларка. По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии. Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект „функциональной закрепленности“, заключающийся в том, что используемые каким–то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К. Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа („функциональное решение задачи“) и фазы реализации („окончательное решение“).

Библиография
Philosophie des Organischen. 1909;   Витализм, его история и система. М., 1915;   Leib und Seele. Lpz.: Reinicke, 1923;   Der Mensch und der Welt. Lpz., 1928;   The Science and Philosiphy of the Organism. L., 1929;   Parapsychologie. Zurich: Rascher, 1952.
Буква