Мастер-класс «Я — Уникален»

Автор: Мария Аргунова, 29 апреля, 2019

27 апреля 2019 года мне посчастливилось провести мастер-класс «Я — Уникален» в Онкоцентре Блохина с поддержкой «ОМК-Участие».
Пара недель моральной подготовки, знание и понимание терапии по модели Вайолет Оклендер, обучение в гештальте и высшее образование клинического психолога — позволили мне провести группу очень круто!

Важно иметь базовое высшее образование, дополнительные курсы, находиться в сообществе. Это то, что дает поддержку и опору, а также возможность ориентироваться в непривычных, новых, волнующих условиях.
!А также личная психотерапия!

За 15 минут до группы я побеседовала с Еленой Николаевной (ЕН, психолог в онкоцентре, с 20-летним стажем!!!), она была немного удивлена моей смелости: то, что никогда не работала с группой детей (да и с детьми вообще), не имею прямого отношения к онкопсихологии. И тут сразу так, без подготовки вызвалась провести группу. Посмотрела мою программу, скептически к ней отнеслась и только добавила: «ну, попробуйте, кто его знает, может дети смогут… я конечно не знаю…».
И вот спустя 7 минут после начала объявленного времени детки начали подходить. Места постепенно заканчивались и приходили еще и еще. Я была рада (и до сих пор получаю удовольствие от воспоминаний) заинтересованности мастер-классом.
Возрастная группа была от 3,8 лет до 14. Мальчики и девочки. Девочки были более активными, особенно те, что помладше. И вероисповедание было у них тоже разное.
Одна девочка рассказала немного про то, что у них в Коране написано про ладошки. Чем я и многие другие наполнили свои запасы знаний.

А с мальчиком 3,8 не говорящим по-русски мы вообще круто пообщались с помощью интонаций и рисования через «драки» карандашами. Поработали с его агрессией, которую он открыто проявлял на листе бумаге. Он был доволен! О чем говорила его улыбка, смех, иногда брызжущие слюни сквозь смех и хитрющий взгляд :).

Совместно с детками и даже с некоторыми родителями выявляли и озвучивали свою уникальность, способности и таланты, некоторые, конечно, их честно скрывали.
— Итак, кто расскажет про свою ладошку?
— Моя ладошка веселая!
— А моя умеет играть в баскетбол, а еще любит спорт — карате!
— Моя поет, выступает, а в апреле была на концерте и заняла 2 место!
— Я рисую лица, правда, пока только срисовываю, хотите я вам потом покажу?
— А у меня, когда злюсь (говорит одна из мам), краснеют глаза, правда? (обращается к дочке и они вместе смеются).
Почти каждая «ладошка» поделилась своими способностями и это так трогательно и мило!
Несмотря на болезненный внешний вид они — дети и остаются ими. Такие же забавные, веселые, грустные, хвастливые, задумчивые, стеснительные, робкие, гордые — да, да!

Дети были детьми: кто-то с катетерами (у которых периодически заканчивалась зарядка и приходилось подключать в розетку), кто-то просто без волос, у кого-то забинтована часть тела. Как будто это естественно в том месте, где я вела группу. В общем-то, так и есть.

Признавать, то, что есть и то, на что мы не можем повлиять – важно при работе с клиентами и пациентами. И мы – психологи, можем лишь поддержать, быть рядом, разделять те чувства, которые есть в данный момент, не навешивая свои и не игнорируя неприятные нам чувства только потому, что они невыносимы. Просто быть рядом.

Время рядом с ними как будто остановилось.
Приятен был и процесс и окончание, когда я слышала:
— А можно ладошку с собой взять?
— Конечно! Это же твоя ладошка!
— О! Давайте наш мир повесим в палату?!
— Да, пойдем, повесим!
Когда я вошла в палату, чтобы посмотреть лица, которые девочка рисует, на соседней кушетке сидела мама с дочкой, они смотрели на нарисованную ладошку и о чем-то общались, а когда меня увидели, то поблагодарили за мастер-класс. Их искренность передавалась через блестящие глаза и интонацию.
Местный психолог по завершению моего пребывания в центре спросила: "Было ли вам страшно? Страшно смотреть на детей? То что они лысые, с онкологией, саркомой? Катетерами? У нас — говорит — приходили многие психологи которые боялись. Тут много страха смерти. Очень много".
Мой ответ был — нет. Страшно было до начала группы, что у меня возникнет такой страх страха, но когда дети начали подходить на мастер-класс, возникало ощущение, что я погружаюсь в среду, в которой всю жизнь обитала.
В какой-то степени так и есть.
Было интересно! И это то, чему научил меня гештальт! Интересоваться тем с чем имею дело.
И, естественно, весь мой план группы был гибок и творчески приспособлен к особым условиям. Видимо — это моя суперспособность — гибкость. И, похоже, я знаю куда эту способность приспособить. И не просто приспособить, а развивать.
Группу Я провела успешно, что отмечала неоднократно и на протяжении всего процесса ЕН.
Наработки пошли в дело для вечерней работы местному психологу с детьми, что меня очень поддерживает! Процесс запущен и будет сопровожден.
Хочу этот день оставить в своей памяти.

Комментарии