А были ли 50 оттенков?

Автор: Алексей Ежков, 17 марта, 2015

Недавно посмотрел «50 оттенков серого». Да, да, все же обсуждаемый фильм, поэтому стало интересно, чем же так половина женщин восхищается, а другая половина говорит «фи». Я не читал книгу. Из разговора с теми, кто читал, стало понятно, что книга интереснее и насыщеннее, что не удивительно, это обычно так. Тем более что когда читаешь книгу, создаются свои образы, которые потом при просмотре фильма отличаются от выдуманных режиссёром.
Я опишу свои впечатления от кино, не касаясь книги, так как не читал. Хотя у меня все же возникает вопрос, что ж такой примитивный сюжет нарисовал автор при несметном количестве подобных произведений?
В фильме образы героев примитивные плюс проштампованные Голливудом. У меня сложилось четкое ощущение, что фильм снят по мотивам фильма «9 ½ недель» и «Непристойное предложение».
Но те фильмы действительно художественные, герой Микки Рурка обычный предприниматель, а не нарциссический владелец какой-то корпорации. Имеет садистические наклонности в силу своей личной истории. Героиня вполне взрослая и в этом есть интерес фильма — оба героя взрослые личности и между ними есть отношения. И какие бы больными не были отношения они интересны, ну и приятен хэппи энд, в том смысле что несмотря на привязанность героиня все же решает не мучить себя.
В «Непристойном предложении» герои фильма хоть и выглядят инфантильно, имеют свои интересы, свои жизненные истории и сталкиваются с интересным предложением, принимая его они потом долго переживают последствия и как всегда есть хеппи энд, который лично мной принимается, потому что были переживания, были решения, были действия.
«50 оттенков серого», это просто фильм. Герои фильма настолько примитивны, что дальше некуда. Он — нарциссический психопат, миллиардер, владелец неясной корпорации, весь фильм ни чем не занят, кроме одной мысли о молодой студентки. Собственно его вообще нет без нее. Она — обычная студентка, но конечно факультета искусства, должна же в ней быть чувственность напротив холодного расчетливого бизнесмена.  Сама история крайне заурядная, богатый красивый принц и молодая студентка, эдакий воспитатель девственниц во всех смыслах. «Папа». Чтобы придать образу героя особой ценности ему нарисовали тяжелое детство и юношескую сексуальную травму, обе истории он нарциссически смакует, как настоящий мужчина, имеющий в душе рану — молчаливо. Сюжет фильма крайне предсказуем, сильно занятый бизнесмен сухо дает интервью студентке, которая пришла на подмену своей подруги — случай свел их вместе. Он такой серьезный что всем своим видом пугает студентку еще до того как она его видит. Фиг знает, почему, но она его как бы взрослого и состоятельного мужчину заинтересовала. На мой взгляд, режиссёр не смог передать почему. Из фильма мне не понятно. Могу только домыслить. Вкратце, есть такой принцип, когда один невроз цепляется за другой, со стороны это похоже на любовь с первого взгляда, но на деле одно мученье. В данном кино ни о какой любви конечно речи нет.
Очень резко, холодный расчетливый бизнесмен превращается в контролирующего гиперопекающего подростка, что говорит о том, что у него не простроены границы, что после знакомства нет никаких градаций, ступеней развития отношений, вчерашний знакомый сразу оказывается в койке, то есть проваливается в интимную зону. Так почему же герой выбрал эту студентку? Все по тому же, ее легко удивить, и это в фильме показано, вертолёты, самолеты, машины, красивый дом, все в одной куче. Маленькая девочка искренне восхищается и тает. То, что она отнюдь не взрослая в фильме показано хорошо, и подобрана именно такая актриса. Кстати она для пущей юности и конечно сексуальности все-время кусает губу, а для тех, кто с третьего раза не заметит этого, главный герой еще и озвучит это. Фильм лишен интересных ситуаций и диалогов, над которыми можно подумать. Итак, героев замкнуло. Стандартный сюжет продолжает свое развитие — студентка напивается, отшивает своего «прыщавого» знакомого студента и лишившись последнего контроля решает поиграть с бизнесменом, а тот как настоящий джентльмен, приезжает, чтобы спасти даму от дальнейшего токсикоза. Выспавшись у бизнесмена дома, студентка испытывает стыд за свое поведение, но галантность Серого ее цепляет еще больше, ведь он как папа за ней поухаживал и не воспользовался моментом. Я не буду пересказывать весь сюжет, скажу лишь, что после нескольких встреч Серый включает свою стандартную нарциссическую манипуляторскую игру, он начинает манипулировать сознанием юной журналистки, мол, «я не для тебя», «я такой плохой»,— «нет, ты такой хороший», крючок заглощен. И оставшуюся часть фильма герой играет в игру о страшной тайне и его особых интересах. Для пущей важности составляет юридический контракт, ведь он серьёзный человек, а вдруг девушка потом в суд подаст. Контракт он так и не подписывает, то ли потому что юная особа  тоже решила поиграть и внести в него изменения, и он после этого перестал быть для него столь ценным, то ли просто, потому что мальчик не знает что такое последовательность, то ли контракт вообще никогда не был тем, для чего он подписывался, а был очередной манипуляцией. Я думаю, если бы Серый был бы по-настоящему деловым человеком, он бы довел юридическую сторону дела до конца. Но, наверное, в кино режиссёр хотел преподнести это как влюбился и плюнул на формальности, чувства победили холодный рассудок, но лично я не увидел влюбленности.
Секрет оказался прост. Мальчик любит властвовать над женщиной в сексе. И причинять ей боль. А Вы думали мистер Серый инопланетянин?  Это гораздо проще, чем находиться в партнёрских отношениях. Но для этого ему необходимы девочки только что отпраздновавшие совершеннолетие. У взрослых женщин он находится в подчинении, в отношении с такими у него включается детская травма и он становится маленьким, поэтому ему необходима инфантильная женщина для удовлетворения другой части либидо, для компенсации. И такая женщина для него «дочь», которую нужно воспитать, при этом исправив плохую мать. В кино есть попытка преподнести это так, что все это происходит из-за подростковой сексуальной травмы, когда тем же самым с ним занималась взрослая женщина, это усиливает жалость к герою, но я думаю, что травма случилась у героя гораздо раньше. Отсутствие отца и мужского воспитания, отсутствие разрешения Эдипова комплекса, герой совсем не способен на партнёрские отношения. Мать-наркоманка, на которую он испытывает гнев, который как раз и проявляется в сексуальных играх. Ревность и контроль это та забота, на которую он способен. К сожалению, образ героя в кино проработан так примитивно, что остается лишь домысливать.
Забыл упомянуть для того, чтобы несчастному с его перверсиями сочувствовала аудитория, он занимается африканскими детьми, и спонсирует колледж. А еще он талантлив — играет на фортепьяно.
Меня весь фильм не отпускала идея об избалованном мальчике незнающего, куда себя приткнуть, а не о владельце корпорации, которую сам же и создал. Тем паче, что в один прекрасный момент к нему в дом без звонка вламывается мать, что в очередной раз говорит о том, что границы у бизнесмена никакие, а если они никакие, то очень сложно простраивать отношения с людьми. Конечно, в современном мире не нужно быть взрослым, чтобы зарабатывать деньги, но в фильме герой уж совсем мальчик. В плюс кино, а скорее всего произведению, я скажу, что нарциссические психопаты именно так и выглядят, как показано в фильме, они хорошие руководители и плохие друзья и любовники. Почему я описал выше. А отношения выглядят как гиперопека, контроль и властвование, кто-то это терпит всю жизнь, потому что есть выгода, а кто-то нет, как героиня.
Многие дамы обозвали фильм порнографией, аргументируя повальный просмотр, тем, что можно обсудить порнографию прикрываясь литературным произведением. Я почитал пару абзацев книги, там действительно есть яркие описания. Кино же вылизано по-голливудски до предела, видимо с расчетом на семейный просмотр. Вкупе со скудными диалогами, небогатыми сюжетом и сценами, и кучей штампов оно становится совсем плоским. Для меня оно не попадает ни под категорию романтических фильмов или мелодрам, ни под социальную драму. Я думаю интерес к нему вызван пиаром. Пиаром интимной жизни богатого и бедной, не только в материальном смысле, социальной драмой многих, возможно многие находят там себя, а многие свои желания. И вот интересная тенденция, о которой я сейчас подумал, почему то с каждым годом герои фильмов становятся все более инфантильными, это мир меняется или я? Что-то мне под конец повествования вспомнился «Основной Инстинкт», вот это было кино.

Комментарии